Учебная программа по учебной дисциплине «Правовые основы управленческой деятельности» разработана для учреждений высшего образования Республики Беларусь в соответствии с требованиями образовательных стандартов высшего образования I ступени и типовых учебных планов по специальностям 1-26 02 02 «Менеджмент».
Правое регулирование управленческой деятельности – одна из важнейших правовых дисциплин, изучаемых в учреждениях высшего образования экономического профиля. В силу многообразия и широты охвата регулируемых им общественных отношений она является необходимым источником знаний для каждого менеджера о системе органов государственного управления и механизме его реализации. Поэтому программа учебной дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности» охватывает широкий круг вопросов, регламентируемых административно-правовыми нормами и изучаемых управленческой наукой.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель изучения дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности» – обеспечение приобретения необходимых знаний, умений и навыков в соответствующей отрасли права и государственного управления.
Основными задачами изучения дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности» являются обеспечение такого уровня знаний, который позволил бы выпускнику свободно владеть понятиями и категориями управленческого (административного) права, применять в практической деятельности полученные знания, анализировать и применять на практике административно-правовые нормы, решать конкретные задачи, возникающие в практической деятельности.
Программа дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности» содержит Общую и Особенную части, каждая из которых включает разделы, разделенные на темы.
В процессе изучения управленческого (административного) права и государственного управления предполагается ознакомление студентов с его предметом и системой, понятием и сущностью государственного управления как сферы административного права, правовым статусом его субъектов, административными производствами и способами обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Значительное место отведено государственной службе. Эти и некоторые другие вопросы включены в Общую часть. Особенная часть охватывает темы, раскрывающие порядок осуществления государственного управления его субъектами–носителями управленческих полномочий.
Требования к уровню освоения учебной дисциплины
В результате изучения дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности» студент должен:
знать:
- сущность государственного управления и его правовое регулирование, его систему и историю развития;
- основные правовые понятия и категории управленческой деятельности;
- источники права управления и их нормы;
- основы государственного управления;
- правовое положение субъектов административного права;
- общие функции, формы и методы государственного управления;
- основное назначение, порядок образования, систему органов государственного управления;
- статус государственной службы и государственных служащих;
- понятие, основное назначение и виды способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
- общие характеристики разрешительной системы;
- административно-правовые основы государственного управления сферами и входящими в них областями (отраслями);
- основы научного анализа проблем государственного управления;
уметь:
- анализировать источники права управления, его нормы, применять их к управленческим общественным отношениям на практике;
- составлять проекты правовых актов государственного управления;
- анализировать правовое положение субъектов административного права;
- определять систему органов государственного управления и их компетенцию в различных сферах и областях государственного управления;
- осуществлять административные процедуры и вести работу по обращениям и граждан;
владеть:
- правовой терминологией госуправления;
- навыками работы с правовыми актами управления;
- основными методами реализации функций государственного управления;
- основными формами осуществления государственного управления.
В результате изучения дисциплины «Правовое регулирование управленческой деятельности» студент должен развить и закрепить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции:
АК–1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК–2. Владеть системным и сравнительным анализом.
АК–3. Владеть исследовательскими навыками.
АК–4. Уметь работать самостоятельно.
АК–5. Быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью)
АК–6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК–7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.
АК–8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.
АК–9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течении всей жизни.
СЛК–1. Обладать качествами гражданственности.
СЛК–2. Быть способным к социальному взаимодействию.
СЛК–5. Быть способным к критике и самокритике.
СЛК–6. Уметь работать в команде.
СЛК–7. Выполнять требования правовых актов в профессиональной и других сферах своей жизнедеятельности.
СЛК–8. Соблюдать правила профессиональной этики.
ПК–2. Выявлять и прогнозировать потребности в правовом регулировании.
ПК–3. Давать оценку действующим нормативным правовым актам, выявлять коллизии и пробелы в правовом регулировании.
ПК–4. Определять вид нормативного правового акта для регулирования общественных отношений, нуждающихся в регламентации.
ПК–5. Участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.
ПК–6. Прогнозировать последствия действия нормативных правовых актов.
ПК–7. Квалифицированно применять нормативные правовые акты и принимать юридически обоснованные решения в пределах должностных обязанностей.
ПК–8. Профессионально составлять юридические документы.
ПК–9. Квалифицированно толковать нормативные правовые акты, используя различные виды и способы толкования.
ПК–10. Принимать участие в проведении экспертиз (юридической, криминологической и т.д.) проектов правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.
ПК–11. Оценивать эффективность действия правовых актов, формулировать предложения по изменению правового регулирования.
ПК–12. Давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.
ПК–13. Юридически обеспечивать принятие оптимальных управленческих решений.
ПК–22. Уметь контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину в коллективе.
ПК–23. Владеть навыками ведения международных правовых проектов.
ПК–24. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.
ПК–27. Проводить правовой анализ актуальных проблем международного публичного и международного частного права.
ПК–28. Владеть методами исследования национально-правовых и международно-правовых проблем, сбора и анализа теоретической информации, анализа и обобщения правоприменительной практики.
ПК–30. Систематизировать и обобщать правовую информацию.
ПК–31. Моделировать ситуации международных отношений, прогнозировать возможные последствия событий.
ПК–33. Готовить доклады, материалы к конференциям и семинарам, презентации.
ПК–34. Проводить учебные и методические занятия (лекции, семинары, деловые игры, учебные экскурсии и др.).
ПК–37. Проводить поточный, модульный, итоговый контроль качества подготовки специалистов.
ПК–66. Организовывать экономические процессы, разрабатывать стратегии поведения экономических субъектов, рынков, национальной экономики и мирового хозяйства.
ПК–70. Готовить доклады, материалы к презентациям.
ПК–73. Преподавать юридические и экономические дисциплины на современном научно-теоретическом и методическом уровнях в учреждениях общего среднего и среднего специального образования.
ПК–74. Осуществлять правовое и экономическое просвещение.
ПК–75. Реализовывать инновации в профессиональной деятельности.
Право управления входит в цикл специальных дисциплин, тесно связано с такими отраслями права, как административное право, государственное управление, конституционное право, трудовое право, финансовое право, гражданское право.
Ввиду сложности и многогранности предмета управленческого права и с целью его единого системного представления в типовой программе даются развернутая структура данной учебной дисциплины и содержание учебного материала в рамках отдельных тем.
Программа содержит темы и вопросы двух видов: обязательные и факультативные. Последние могут включаться учреждениями высшего образования в учебные программы по своему усмотрению. Факультативные темы и вопросы помечены . То есть учреждениям высшего образования при разработке учебных программ следует ориентироваться на изучение студентами тем, необходимых будущим юристам определенного профиля подготовки.
Методика преподавания учебной дисциплины строится на сочетании теоретических и практических занятий, дополняемых самостоятельной работой студентов с литературой и нормативно-правовыми актами.
Структура содержания учебной дисциплины
Изучение дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности» осуществляется в течение одного семестра и заканчивается экзаменом.
На изучение учебной дисциплины «Правовые основы управленческой деятельности» по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» отведено 94 часов, в том числе 42 аудиторных часа (примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 24 часа - лекции, 18 часов - семинары).
Объем часов по учебной дисциплине «Правовые основы управленческой деятельности» по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» дневной формы составляет 94 часов, в том числе 42 аудиторных часа (примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 24 часов – лекции, 18 часов – семинары);
Объем часов по учебной дисциплине «Правовые основы управленческой деятельности» по специальности 1-26 02 02 «Менеджмент» заочной (сокращенной) формы составляет 94 часа, в том числе 10 аудиторных часа (примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 6 часов – лекции, 4 часов – семинары).
Формой контроля знаний является зачет.